Семинар для учителей русского языка, математики, истории, обществознания, кубановедения и ОРКСЭ по теме «Системно-деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта»
Районный семинар-практикум «Системно-деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта» проходил на базе МОБУ СОШ № 28 имени Героя России Сергея Николаевича Богданченко станицы Вознесенской муниципального образования Лабинский район 23 апреля 2018 года. Организаторами семинара стали: Управление образования муниципального образования Лабинский район, МБУ ИМЦ города Лабинска МО Лабинский район, МОБУ СОШ № 28, участники семинара образовательные организаций Лабинского района: МОБУ СОШ № 1 МОБУ СОШ № 2, МОБУ СОШ № 6, МОАУ СОШ № 7, МОБУ СОШ № 22, МОБУ ООШ № 26, МОБУ ООШ № 27, МОБУ ООШ № 29, МОБУ СОШ № 30, МОБУ СОШ № 31, МОБУ СОШ № 32, МОБУ СОШ № 33.
Цель: представить опыт работы по реализации ФГОС НОО и ООО; познакомиться с особенностями уроков, соответствующих ФГОС НОО и ООО.
Задачи: представить опыт работы школы по моделированию современного урока; обсуждение проблем, связанных с технологией современного урока; демонстрация педагогами МОБУ СОШ № 28 практического применения форм, методов, технологий обучения в урочной деятельности; создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Целевая аудитория: учителя начальных классов; русского языка, математики, истории, обществознания, кубановедения и ОРКСЭ. В работе семинара приняли участие 24 педагога школ Лабинского района. На пленарном заседании с докладом по теме «Ресурсы современного урока, обеспечивающие системно-деятельностный подход в реализации ФГОС» выступила Шульгина О.В., заместитель директора по УВР, которая отметила, что принципы преемственности и развития – это ведущие принципы ФГОС. Для осуществления преемственности ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов уровней образования. Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении. Путь достижения данных целей – формирование УУД. В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе ООО - дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться. В выступлении был представлен опыт реализации в рамках ООП НОО педагогического проекта «Уроки-проекты в начальной школе в рамках введения ФГОС». Метод проектов позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Метод проектов интересен для учащихся, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Новая форма организации обучения и воспитания способствует развитию личности учащихся, оптимизации учебного процесса. Результатом введения в учебную деятельность уроков-проектов является повышение качества образования, повышение активности, массовое участие в различных мероприятиях и конкурсах на школьном, городском, всероссийском уровне. В дальнейшем эта работа будет продолжена. Уроки русского языка, математики, окружающего мира и ОРКСЭ открывают большие возможности по применению данного педагогического проекта, дети будут более приспособленными к жизни, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми.
В практической части семинара были представлены следующие открытые уроки: открытый урок- сказка по русскому языку в 6 А классе по теме «Употреблений наклонений глаголов речи», учитель русского языка и литературы Фомина Екатерина Ивановна; открытый урок по русскому языку в 7 Б классе по теме «Деепричастие и деепричастный оборот», учитель Лукьянченко Любовь Александровна, открытый урок по кубановедению в 4 А классе по теме «Устная история родного края», Шилова Валентина Владимировна, открытый урок по математике в 5 А классе по теме «Десятичные дроби», Ольшанская Галина Сергеевна, Открытый урок по ОРКСЭ в 4 Б классе по теме «Проповедь Христа», Заевская Татьяна Ивановна, открытый урок по алгебре в 11 классе по теме «Решение логарифмических и показательных систем уравнений», учитель Шматова Наталья Владимировна, открытый урок- путешествие по русскому языку в 7 А классе по теме «Междометие как часть речи», учитель Нугис Галина Владимировна, открытый урок по обществознанию в 9Б классе по теме «Правонарушения и юридическая ответственность», учитель Орлова Надежда Сергеевна. Завершился семинар практикум проведением круглого стола.
Эти уроки являлись иллюстрацией комплексного применения полученных компетенций. Структура уроков, этапы их логическая последовательность соответствовали содержанию и поставленным целям. Были использованы следующие методы и приёмы: частично поисковый, исследовательский, проблемный. Уроки соответствовал требованиям ФГОС. Деятельность на уроках была нацелена на формирование УУД. Материалы уроков соответствовали возрастным особенностям обучающихся, соответствовали программам. Сочеталась фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. На занятии ребята работали с картографическими источниками информации, на основе этого делали соответствующие выводы, также использовались такие виды работы как защита мини-проектов, что способствовало формированию личностных, познавательных, коммуникативных УУД. Уроки имели важное практическое значение: способствовал самостоятельному приобретению новых знаний. Учителя использовал ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технологию сотрудничества, метод проектной деятельности. На каждом этапе уроков прослеживалась рефлексия деятельности детей.
Было отмечено, что цель семинара достигнута, педагоги-участники семинара отметили высокий уровень теоретико-практической подготовки мероприятий. Участники семинара дали положительную оценку организации и проведения практико-ориентированного семинара.
Методист И.А. Алифанова