«Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии, потому что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы стать учителем, недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику», - этими словами был начата конференция молодых педагогов в Лабинском районе, которая проходила 17 ноября 2022 года.
Первое место работы… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому.
В Лабинском районе накоплен богатый позитивный опыт в работе с молодыми специалистами. Прежде всего, мы красиво встречаем их в районном педагогическом коллективе на августовской конференции. Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Вторым шагом в адаптации является организация наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственных общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. В районе составлен план работы клуба «Молодой педагог», в рамках реализации которого 17 ноября 2022 года и был проведен мастер – класс Ломакина Дмитрия Евгеньевича, учителя информатики МОБУ СОШ № 10 п. Прохладного. Уникальный опыт Дмитрия Евгеньевича, осмысление успешности его ребят позволило выделить ключевые аспекты в обучении, которые сформировались в некие приоритеты, которыми он поделился с молодыми педагогами Лабинского района. Каждая профессия ставит специфичные требования к личности человека. Какие же требования предъявляет профессия молодого педагога?
В профессиональном становлении молодого учителя в современной школе имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:
– дидактичные – искусство передавать знания в доступной форме;
– конструктивные – когда педагог не использует готовые кем-то рецепты, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
– экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
– коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;
– способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
– актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;
– умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.
Что наиболее важно? По мнению Дмитрия Евгеньевича, создание творческой среды, с целью развития познавательной активности ученика. Далее - широкое включение текстов – основной единицы обучения языку и речи, с целью ориентации на интенсивное речевое (умения читать, слушать, говорить, писать) и интеллектуальное развитие учащихся, развитие врожденного языкового чутья. Молодым педагогам был дан инструментарий по развитию учебно-познавательной активности, преодоление сложившейся установки на заучивание, по развитию собственной познавательной деятельности (формирование осознанного отношения к учению).
Сорок шесть молодых учителей получили конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации, показан алгоритм работы на учебных платформах, сайтах.
На конференции выступила Лукьяненко Наталья Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 4, которая поделилась впечатлениями от участия в краевой конференции на ПРОФСТАРТЕ.
На мастер – классе присутствовала председатель Лабинской районной Территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ – Губкина Т.В., которая познакомила молодых педагогов с особенностями работы, социальной защищенностью, бухгалтер ППО провел мастер-класс по работе с расчетными листами по заработной плате. Прошла отчетно-выборная часть семинара – Свиридов Д.А., председатель клуба молодых педагогов, рассказал о работе клуба за 2021-2022 год, был выбран Ломакин Д.Е. председателем профсоюза молодых учителей в Лабинском районе. Встреча закончилась приятной процедурой чаепития.
Надеемся, что подобные продуктивные встречи станут традиционными и будут проходить под девизом: «Будем знакомы, молодой коллега! Твори! Дерзай!».
Методист И.А. Алифанова