В соответствии с планом работы управления образования администрации муниципального образования Лабинский район, муниципального казённого учреждения дополнительного педагогического образования «Информационно-методический центр» города Лабинска по формированию функциональной грамотности на 2022-2023 уч. год 3 марта 2023 года в МОБУ СОШ № 9 им. И.Ф. Константинова г. Лабинска состоялся межрегиональный семинар по теме «Из опыта работы школы по формированию функциональной грамотности обучающихся». В семинаре приняли участие педагогические работники, руководители предметных методических объединений, заместители руководителей образовательных организаций Лабинского района и Республики Адыгея.
Цель семинара: обеспечение методической поддержки деятельности учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Задачи семинара: презентация современного эффективного опыта работы МОБУ СОШ № 9 им. И.Ф. Константинова г. Лабинска по формированию функциональной грамотности обучающихся; стимулирование успехов и достижений учителей; повышение заинтересованности находками и методическими наработками коллег; стимулирование работы по обобщению передового педагогического опыта и повышению профессионального мастерства учителей школы.
С приветственным словом к участникам семинара обратились Шилов С.В., директор МОБУ СОШ № 9 им. И.Ф. Константинова, и Королёва Н.С., начальник отдела общего среднего образования. Модератором данного мероприятия выступила Васильева Е.А., заместитель директора по УВР.
В ходе семинара учителями – предметниками были проведены мастер-классы по всем направления функциональной грамотности:
- урок информатики в 11 «А» классе по теме: «Приёмы формирования компьютерной грамотности при решении информационных задач» (Воронова Л.А., заслуженный учитель Кубани, учитель высшей категории, лауреат конкурса «Учитель года Кубани», дважды победитель конкурса лучших учителей России, тьютор по информатике);
- урок математики в 9 «Б» классе по теме: «Приёмы формирования математической грамотности при решении задач» (Сайханова И.П., учитель высшей категории, лауреат конкурса «Учитель года Кубани»);
- урок русского языка в 7 «А» классе по теме: «Приёмы формирования читательской грамотности при изучении темы «Союз» (Макава Н.Ф., учитель высшей категории, руководитель МО учителей русского языка и литературы);
- урок литературы в 6 «Г» классе по теме: «Формирование читательской грамотности при изучении курса «Вокруг тебя мир» на примере сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе» (Левшина М.Л., учитель высшей категории, победитель конкурса лучших учителей России, тьютор по литературе, ЕГЭ);
- урок английского языка в 4 «Г» классе по теме: «Виды работы по формированию читательской грамотности при изучении темы «Животные» (Латыговская А.В., учитель высшей категории, руководитель МО учителей английского языка, лауреат конкурса «Учитель года Кубани»);
- урок химии в 9 «Г» классе по теме: «Формирование навыков естественно-научной грамотности при изучении темы «Алюминий» (Зайцева Л.А., учитель высшей категории, лауреат конкурса «Учитель года», руководитель МО учителей естественного цикла);
- урок географии в 7 «В» классе по теме: «Формирование естественно-научной грамотности при изучении темы «Африка» (Заркуа О.Н., учитель высшей категории, лауреат конкурса «Учитель года», член муниципального Методического совета, руководитель районного МО учителей географии, тьютор по географии, ОГЭ);
- внеурочное занятие по финансовой грамотности во 2 «Б» классе по теме: «Как грамотно распоряжаться деньгами?» (Мнацаканян Н.А., учитель начальных классов высшей категории);
- урок финансовой грамотности в 5 «Г» классе по теме: «Налоги» (Потапенко О.В., кандидат философских наук, заслуженный учитель Кубани, учитель высшей категории, финалист конкурса «Учитель года Кубани»);
- урок математики в 2 «А» классе по теме: «Приёмы формирования естественно - научной грамотности» (Сахно О. А., учитель начальных классов высшей категории);
- урок литературного чтения в 1 «Б» классе по теме: «Виды работы на уроках литературного чтения по формированию читательской грамотности» (Губанова В.И., учитель начальных классов высшей категории).
Учителя показали высокий уровень мастерства в демонстрации методов и приемов по формированию функциональной грамотности.
На заседании круглых столов по теме: «Из опыта работы учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся: проблемы и перспективы» учителя-предметники, проводившие мастер-классы, делились опытом по использованию различных методов и приёмов, необходимых для формирования функциональной грамотности обучающихся.
В заключительной части семинара проходила панельная дискуссия, где выступающие представили теоретические аспекты по формированию функциональной грамотности по следующим темам: «Технологические основы формирования функциональной грамотности: что нужно знать и уметь учителю?» (Бабюк Т.В., заместитель директора по УВР); «Читательская грамотность – важнейший метапредметный результат обучения» (Булавинова Н.Г., учитель русского языка и литературы 1 категории); «Математическая грамотность – основа взвешенного решения» (Романова С.И., учитель начальных классов высшей категории); «Естественно-научная грамотность: почему это важно?» (Сахно О.А., учитель начальных классов высшей категории);«Глобальные компетенции как средство развития толерантной личности» (Духина О.Н., педагог-психолог); «Креативное мышление и развитие творческой личности» (Лопатина М.А., заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы 1 категории); «Финансовая грамотность как залог собственного благополучия» (Потапенко О.В., кандидат философских наук, заслуженный учитель Кубани, учитель высшей категории); «Компьютерная грамотность – актуальный навык современной жизни» (Попелова Я.В., учитель математики и информатики 1 категории).
Участники семинара отметили актуальность представленного опыта и дали высокую оценку организации и проведению практико-ориентированного семинара по формированию функциональной грамотности. Семинар достиг своей цели – обеспечение методической поддержки деятельности учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся.